УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КЛИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УРОК
ЧИСТОЙ ВОДЫ
(для
учащихся 7-8 классов)
Автор: учитель химии и
экологии МОУ-СОШ № 16 Сафронова Ольга
Викторовна |
Клин,
2010 год
Урок
Чистой воды.
Главная цель урока: донести до сознания школьников и всей
молодежи понимание бережного отношения к
воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России.
Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для
жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.
Задачи урока: Довести до учащихся информацию о водных
ресурсах мира, России, их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и
жизнедеятельность человека; о состоянии водных систем в настоящее время,
проинформировать учащихся о проекте ВПП «Единая Россия» «Чистая вода», ставшем
основой государственной программы «Чистая вода».
Основные
содержательные линии урока:
Оборудование: фильм на
тему «Водные богатства России», мультимедийная
презентация, рисунки и рефераты на тему
«Мир воды».
План урока.
I.
Организационная часть. Вводное слово учителя.
II. Основная часть:
III. Обобщение и подведение итогов (10 минут).
IV. Домашнее задание – составление плана мероприятий
по сбережению водных ресурсов родного города.
Ход урока:
1 слайд |
Здравствуйте! Сегодня мы проводим
необычный урок – «Урок Чистой воды». 24–25
ноября 2009 года в Москве состоялся Международный форум «Чистая вода 2009». В
нем приняли участие 950 человек представители 47 стран мира. В дискуссии
приняли участие 70 СМИ. В рамках
форума 25 ноября прошел круглый стол на тему «Воспитание экологического
сознания в РФ», где рассматривались вопросы: –
воспитание экологического сознания населения; – культура
потребления чистой воды; – процесс
повышения эффективности использования воды и ресурсосбережения. Была
разработана Государственная программа «Чистая вода». Цель сегодняшнего урока: формирование
понимания бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и
драгоценному дару природы России.
Урок проводится при поддержке Управления образования Администрации
Клинского муниципального района, МУП «Клинводоканал», экологического центра «КлинПодмосковный», эколого-политического движения
«Местные». И мне очень хотелось, чтобы каждый из вас, проникнулся важностью
данной темы и, придя, домой, поделился с близкими впечатлениями об увиденном и услышанном на нашем уроке. |
2 слайд |
Антуан де
Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни
вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не
ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама
жизнь. Ты самое большое богатство на свете». |
3 слайд |
Наш
сегодняшний разговор пойдет о самом уникальном веществе на планете – о воде.
Вода вылепила лицо нашей планеты. |
4 слайд |
Вся земная жизнь рождена водой и не может
существовать без нее. Мы дети воды. |
5 слайд |
Вероятно, мало кто из вас задумывался над удивительными свойствами воды, и это, пожалуй, понятно – ведь вода повсюду окружает нас, она очень обычна на нашей планете. Ну, а обычное никогда не кажется удивительным. Однако сама обыденность необычна. Ведь никакое другое вещество не встречается на Земле в таких количествах, да еще одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. |
Демонстрация
видеофильма о воде. |
|
6 слайд |
Что же такое вода, и какова ее роль? Вода – поразительная жидкость – у нее есть аномалии. Для воды, будто законы не писаны! Но, благодаря ее капризам, не могла бы родиться и развиваться жизнь. |
7 слайд |
Воде по ее химической структуре положено плавиться и кипеть при низких температурах, которых на Земле не бывает. Не было бы, значит, на Земле ни твердой, ни жидкой воды. А был бы один пар. А она кипит при 100° С. |
8 слайд |
Высокая теплоемкость. У воды она в 10 раз больше, чем у железа. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло температура при ее нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение. |
9 слайд |
У воды очень высокая удельная теплота парообразования. Если бы у воды не было этого свойства, многие озера и реки летом быстро бы пересохли до дна, и вся жизнь в них погибла. |
10 слайд |
Замерзая, вода расширяется на 9% по отношению к прежнему объему. Поэтому лед всегда легче незамерзшей воды и всплывает вверх. Под такой «шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно. |
11 слайд |
Вода нужна для нашего организма как растворитель питательных веществ, и как переносчик их, и как среда, в которой протекают различные процессы, связанные с нашей жизнедеятельностью. Выделяясь потовыми железами и испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Кроме того, вода необходима для удаления из организма различных вредных веществ, образующихся в результате обмена. Содержание воды в отдельных органах и тканях тела почти постоянно. |
12 слайд |
Питательные вещества попадают в кровь через стенки пищеварительного канала. Через эти стенки могут проникать только вещества, растворенные в воде, только жидкости. Если бы кусок сахара не растворился в слюне и в желудочном соке, глюкоза не попала бы в кровь. Кровь, состоящая на четыре пятых из воды, разносит питательные вещества по всему организму. |
13 слайд |
Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может оставаться живым, лишившись воды. Каждый организм может потерять только вполне определенную часть содержащейся в нем воды. У человека потеря 10% воды вызывает целый ряд расстройств, а потеря 20% воды – смерть. |
14 слайд |
Некоторые животные менее чувствительны к потере воды. Какое бы животное или растение мы ни взяли, в него входит вода как одна из главных составных частей. Обитатели водоемов, как правило, содержат в себе больше воды, чем жители суши. В теле рыб, например, до 70-80% воды, а в медузе – больше 95%. В травянистых растениях суши процент воды доходит до 85%. Организмы млекопитающих животных и человека содержат воды меньше. |
15 слайд |
Вода – это жизнь. Во всех живых
организмах количество воды колеблется от 60 до 99%. Организм человека
содержит около 65% воды. Недаром французский биолог Э. Дебуа-Реймон
назвал живой организм «l’eau animee»
(«одушевленная вода»). Вода обеспечивает протекание биохимических процессов,
терморегуляцию организма, переносит питательные вещества и продукты обмена. |
16 слайд |
Суточная потребность организма
человека в воде составляет от 1,5 до Употребление чистой воды является
залогом сохранения нашего здоровья. По-другому и быть не может. Вы только
вдумайтесь, по средним подсчетам каждый из нас за свою жизнь выпивает около
75 тонн воды и от того, насколько она чиста и полезна, поверьте, зависит
очень многое. |
17 слайд |
В первую очередь, наше с Вами
самочувствие в течение дня. Помимо утоления жажды, вода обладает
прекрасным тонизирующим эффектом и в отличие от напитков, содержащих кофеин,
не имеет побочных действий. |
18 слайд |
Ее бокал взбодрит и освежит Вас, снимет усталость, тревожность, улучшит концентрацию и Ваше внимание. |
19 слайд |
Во-вторых, чистая вода влияет на наше
с Вами здоровье. С одной
стороны, с ее помощью можно сохранить то состояние, которое генетически было
заложено в нас. Всемирная Организация Здравоохранения уже давно бьет тревогу:
80% своих болезней мы выпиваем вместе с грязной некачественной водой. С другой
стороны, если чистая вода отвечает требованиям физиологической полноценности,
то с ее помощью в любом возрасте можно укреплять здоровье и проводить
ежедневную профилактику мочекаменной болезни, йоддефицита,
кариеса, остеопорозов и остеохондрозов. |
20 слайд |
Ну и, наконец, от чистой воды зависит наша
с Вами продолжительность жизни.
Об этом свидетельствуют результаты американских исследований, согласно
которым при постоянном употреблении чистой воды можно продлить свою жизнь на
8-10 лет. |
21 слайд |
Огромное значение воды и важность проблем, связанных с ее загрязнением ни у кого не вызывает сомнений. |
22 слайд |
Одна из древних легенд повествует: чтобы избавиться от соперницы нимфы Скиллы, волшебница Цирцея велела вылить в источник, где купалась нимфа, волшебное зелье. |
23 слайд |
Источник заполнился отвратительными
чудовищами…. |
24 слайд |
Развитие современных технологий приводит к использованию и попаданию в окружающую среду все возрастающих количеств органических и неорганических веществ. |
25 слайд |
Резко ухудшилось состояние водоемов, что характеризуется следующими признаками; появление плавающих веществ на поверхности воды (прозрачности, цвета, появления запаха, привкуса), изменение химических свойств, уменьшение растворенного в воде кислорода. |
26 слайд |
Сейчас
известны более 15000 опасных для окружающей природы и здоровья человека
загрязнений, которые могут находиться в воде рек, озер, водохранилищ. А ведь
из них мы берем воду для питья! |
27 слайд |
Вода обладает чрезвычайно ценным свойством — непрерывного самоводообновления под влиянием солнечной радиации. Оно заключается в перемешивании загрязненной воды со всей ее массой, в дальнейшем процессе минерализации органических веществ и отмирании бактерий. Агентами самоочищения являются бактерии, грибы и водоросли. В ходе бактериального самоочищения через 24 часа остается не более 50% бактерий, через 96 часов – 0,5%. Чтобы обеспечить самоочищение загрязненных вод, необходимо их многократное разбавление чистой водой. |
28 слайд |
Способов воспроизводства в больших объемах воды не существует, не существует также и заменителей воды, поэтому необходимо обращаться с самым ценным природным ресурсом с величайшей осторожностью. Значение проблемы воды для здоровья человека в современном мире подчёркнуто тем, что ООН объявила Международным десятилетие обеспечения доброкачественной питьевой водой. |
29 слайд |
Подводя итог работы, проведем тестирование по материалам нашего урока. На экране вы увидите вопрос и варианты ответа, один из которых правильный. Верный ответ вы отметите напротив номера вопроса на своем листочке. Приготовились? Удачи! |
30 слайд |
1.
Какую часть поверхности Земли составляет вода? (3/4) a)
3/4 b)
1/2 c)
1/3 |
31
слайд |
2.
Назовите формулу воды. (Н2О) a)
О2 b)
Н2О c)
СО2 |
32
слайд |
3.
Что определяет на нашей планете вода и ее круговорот? (глобальный климат) a)
образование географических поясов b)
взаимоотношение между организмами c)
глобальный климат |
33
слайд |
4.
В каком виде в наш организм попадают питательные вещества? (растворенные в
воде) a)
в чистом виде b)
в виде смеси веществ c)
растворенные в воде |
34
слайд |
5.
Во сколько раз в мире за последние 50 лет возросло потребление воды? (в 2
раза) a)
в 2 раза b)
в 3 раза c)
в 5 раз |
35
слайд |
6.
Какой процент на планете составляет вся пресная вода (в том числе атмосферная
вода и вода, законсервированная в ледниках)? (3%) a)
97% b)
3% c)
100% |
36
слайд |
7.
Назовите самое глубокое озеро России, которое является уникальной природной
лабораторией. (Байкал) a)
Ладожское озеро b)
Озеро Байкал c)
Озеро Сенеж |
37
слайд |
8.
Какой процент по данным ВОЗ составляют заболевания в результате использования
некачественной воды? (80%) a)
50% b)
30% c)
80% |
38
слайд |
9.
Какие живые организмы помогают воде в процессе самоочищения освобождаться от
загрязнителей? (бактерии) a)
рыбы b)
человек c)
бактерии |
39
слайд |
10.
Каково содержание воды в крови человека?(4/5) a)
1/2 b)
3/4 c)
4/5 |
40
слайд |
11.
Сколько лет жители планеты смогли бы пользоваться водами Байкала, при
отсутствии других источников питьевой воды? (40 лет) a)
10 лет b)
40 лет c)
100 лет |
41
слайд |
12.
Какая аномалия воды позволяет в Арктике зимой морским животным не замерзнуть?
(способность расширяться) a)
высокая теплоемкость b)
удельная теплота парообразования c)
способность расширяться |
42
слайд |
13.
Потеря, какого количества воды приведет человека к смертельному исходу? (20%) a)
10% b)
20% c)
50% |
43
слайд |
14.
На сколько лет можно продлить свою жизнь, употребляя чистую воду? (на 8-10
лет) a)
На 6-7 лет b)
На 8-10 лет c)
На 10-12 лет |
44
Слайд |
15. Какая Всероссийская политическая партия
является автором проекта «Чистая вода»? (Единая Россия) a) Справедливая Россия b) Единая Россия c) Коммунистическая партия РФ |
45
слайд |
Тестирование
завершено. (Ребята сдают листочки с ответами на тестовые задания). |
46
слайд |
Будущее
России, состояние окружающей среды, чистота ее рек и озер зависят от каждого
из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями
промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что
чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас
необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший
дар. Ребята
делятся впечатлениями об услышанном и
увиденном на уроке. Спасибо
за внимание! Урок окончен. |
Использованная
литература.