УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

УРОК ЧИСТОЙ ВОДЫ

(для учащихся 7-8 классов)

 

 

 

 

Автор:

учитель химии и экологии

МОУ-СОШ № 16

Сафронова Ольга Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Клин, 2010 год

 

 

Урок Чистой воды.

Главная цель урока: донести до сознания школьников и всей молодежи  понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.

Задачи урока: Довести до учащихся информацию о водных ресурсах мира, России, их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека; о состоянии водных систем в настоящее время, проинформировать учащихся о проекте ВПП «Единая Россия» «Чистая вода», ставшем основой государственной программы «Чистая вода».

Основные содержательные линии урока:

  1. Формирование понимания проблемы чистой воды у учащихся.
  2. Возможные варианты и сценарии развития событий в будущем.
  3. Что надо делать сегодня, чтобы качество воды улучшалось и не происходило дальнейшее загрязнение.
  4. Примеры экологических проектов/мероприятий, направленных на сохранение чистой воды.

Оборудование: фильм на тему «Водные богатства России», мультимедийная презентация,  рисунки и рефераты на тему «Мир воды».

План урока.

I. Организационная часть. Вводное слово учителя.

II. Основная часть:

  1. Презентация «Что такое вода и какова ее роль?» (15 минут).
  2. Показ фильма на тему «Водные богатства России» (10 минут).
  3. Тестирование учащихся по материалу урока (5 минут).

III. Обобщение и подведение итогов (10 минут).

IV. Домашнее задание – составление плана мероприятий по сбережению водных ресурсов родного города.

Ход урока:

1 слайд

Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок – «Урок Чистой воды». 24–25 ноября 2009 года в Москве состоялся Международный форум «Чистая вода 2009». В нем приняли участие 950 человек представители 47 стран мира. В дискуссии приняли участие 70 СМИ.

В рамках форума 25 ноября прошел круглый стол на тему «Воспитание экологического сознания в РФ», где рассматривались вопросы:

– воспитание экологического сознания населения;

– культура потребления чистой воды;

– процесс повышения эффективности использования воды и ресурсосбережения.

Была разработана Государственная программа «Чистая вода».

Цель сегодняшнего урока: формирование понимания бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Урок проводится при поддержке Управления образования Администрации Клинского муниципального района, МУП «Клинводоканал», экологического центра «КлинПодмосковный», эколого-политического движения «Местные». И мне очень хотелось, чтобы каждый из вас, проникнулся важностью данной темы и, придя, домой, поделился с близкими впечатлениями об увиденном и услышанном на нашем уроке.

2 слайд

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

3 слайд

Наш сегодняшний разговор пойдет о самом уникальном веществе на планете – о воде. Вода вылепила лицо нашей планеты.

4 слайд

Вся земная жизнь рождена водой и не может существовать без нее. Мы дети воды.

5 слайд

Вероятно, мало кто из вас задумывался над удивительными свойствами воды, и это, пожалуй, понятно – ведь вода повсюду окружает нас, она очень обычна на нашей планете. Ну, а обычное никогда не кажется удивительным. Однако сама обыденность необычна. Ведь никакое другое вещество не встречается на Земле в таких количествах, да еще одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Демонстрация видеофильма о воде.

6 слайд

Что же такое вода, и какова ее роль? Вода – поразительная жидкость – у нее есть аномалии. Для воды, будто законы не писаны! Но, благодаря ее капризам, не могла бы родиться и развиваться жизнь.

7 слайд

Воде по ее химической структуре положено плавиться и кипеть при низких температурах, которых на Земле не бывает. Не было бы, значит, на Земле ни твердой, ни жидкой воды. А был бы один пар. А она кипит при 100° С.

8 слайд

Высокая теплоемкость. У воды она в 10 раз больше, чем у железа. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло температура при ее нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение.

9 слайд

У воды очень высокая удельная теплота парообразования. Если бы у воды не было этого свойства, многие озера и реки летом быстро бы пересохли до дна, и вся жизнь в них погибла.

10 слайд

Замерзая, вода расширяется на 9% по отношению к прежнему объему. Поэтому лед всегда легче незамерзшей воды и всплывает вверх. Под такой «шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.

11 слайд

Вода нужна для нашего организма как растворитель питательных веществ, и как переносчик их, и как среда, в которой протекают различные процессы, связанные с нашей жизнедеятельностью. Выделяясь потовыми железами и испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Кроме того, вода необходима для удаления из организма различных вредных веществ, образующихся в результате обмена. Содержание воды в отдельных органах и тканях тела почти постоянно.

12 слайд

Питательные вещества попадают в кровь через стенки пищеварительного канала. Через эти стенки могут проникать только вещества, растворенные в воде, только жидкости. Если бы кусок сахара не растворился в слюне и в желудочном соке, глюкоза не попала бы в кровь. Кровь, состоящая на четыре пятых из воды, разносит питательные вещества по всему организму.

13 слайд

Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может оставаться живым, лишившись воды. Каждый организм может потерять только вполне определенную часть содержащейся в нем воды. У человека потеря 10% воды вызывает целый ряд расстройств, а потеря 20% воды – смерть.

14 слайд

Некоторые животные менее чувствительны к потере воды. Какое бы животное или растение мы ни взяли, в него входит вода как одна из главных составных частей. Обитатели водоемов, как правило, содержат в себе больше воды, чем жители суши. В теле рыб, например, до 70-80% воды, а в медузе – больше 95%. В травянистых растениях суши процент воды доходит до 85%. Организмы млекопитающих животных и человека содержат воды меньше.

15 слайд

Вода – это жизнь. Во всех живых организмах количество воды колеблется от 60 до 99%. Организм человека содержит около 65% воды. Недаром французский биолог Э. Дебуа-Реймон назвал живой организм «l’eau animee» («одушевленная вода»). Вода обеспечивает протекание биохимических процессов, терморегуляцию организма, переносит питательные вещества и продукты обмена.

16 слайд

Суточная потребность организма человека в воде составляет от 1,5 до 2 л, и зависимость его от воды намного сильнее, чем от пищи: без еды мы можем прожить около месяца, а без воды – не более недели!

Употребление чистой воды является залогом сохранения нашего здоровья. По-другому и быть не может. Вы только вдумайтесь, по средним подсчетам каждый из нас за свою жизнь выпивает около 75 тонн воды и от того, насколько она чиста и полезна, поверьте, зависит очень многое.

17 слайд

В первую очередь, наше с Вами самочувствие в течение дня. Помимо утоления жажды, вода обладает прекрасным тонизирующим эффектом и в отличие от напитков, содержащих кофеин, не имеет побочных действий.

18 слайд

Ее бокал взбодрит и освежит Вас, снимет усталость, тревожность, улучшит концентрацию и Ваше внимание.

19 слайд

Во-вторых, чистая вода влияет на наше с Вами здоровье. С одной стороны, с ее помощью можно сохранить то состояние, которое генетически было заложено в нас. Всемирная Организация Здравоохранения уже давно бьет тревогу: 80% своих болезней мы выпиваем вместе с грязной некачественной водой. С другой стороны, если чистая вода отвечает требованиям физиологической полноценности, то с ее помощью в любом возрасте можно укреплять здоровье и проводить ежедневную профилактику мочекаменной болезни, йоддефицита, кариеса, остеопорозов и остеохондрозов.

20 слайд

Ну и, наконец, от чистой воды зависит наша с Вами продолжительность жизни. Об этом свидетельствуют результаты американских исследований, согласно которым при постоянном употреблении чистой воды можно продлить свою жизнь на 8-10 лет.

21 слайд

Огромное значение воды и важность проблем, связанных с ее загрязнением ни у кого не вызывает сомнений.

22 слайд

Одна из древних легенд  повествует: чтобы избавиться от соперницы нимфы Скиллы, волшебница Цирцея велела вылить в источник, где купалась нимфа, волшебное зелье.

23 слайд

Источник заполнился отвратительными чудовищами….
Нечто подобное происходит и в действительности. Загрязнение воды чревато большими опасностями.

24 слайд

Развитие современных технологий приводит к использованию и попаданию в окружающую среду все возрастающих количеств органических и неорганических веществ.

25 слайд

Резко ухудшилось состояние водоемов, что характеризуется следующими признаками; появление плавающих веществ на поверхности воды (прозрачности, цвета, появления запаха, привкуса), изменение химических свойств, уменьшение растворенного в воде кислорода.

26 слайд

Сейчас известны более 15000 опасных для окружающей природы и здоровья человека загрязнений, которые могут находиться в воде рек, озер, водохранилищ. А ведь из них мы берем воду для питья!

27 слайд

Вода обладает чрезвычайно ценным свойством — непрерывного самоводообновления под влиянием солнечной радиации. Оно заключается в перемешивании загрязненной воды со всей ее массой, в дальнейшем процессе минерализации органических веществ и отмирании бактерий. Агентами самоочищения являются бактерии, грибы и водоросли. В ходе бактериального самоочищения через 24 часа остается не более 50% бактерий, через 96 часов – 0,5%. Чтобы обеспечить самоочищение загрязненных вод, необходимо их многократное разбавление чистой водой.

28 слайд

Способов воспроизводства в больших объемах воды не существует, не существует также и заменителей воды, поэтому необходимо обращаться с самым ценным природным ресурсом с величайшей осторожностью. Значение проблемы воды для здоровья человека в современном мире подчёркнуто тем, что ООН объявила Международным десятилетие обеспечения доброкачественной питьевой водой.

29 слайд

Подводя итог работы, проведем тестирование по материалам нашего урока. На экране вы увидите вопрос и варианты ответа, один из которых правильный. Верный ответ вы отметите напротив номера вопроса на своем листочке. Приготовились? Удачи!

30 слайд

1. Какую часть поверхности Земли составляет вода? (3/4)

a)      3/4

b)      1/2

c)      1/3

31    слайд

2. Назовите формулу воды. (Н2О)

a)      О2

b)      Н2О

c)      СО2

32    слайд

3. Что определяет на нашей планете вода и ее круговорот? (глобальный климат)

a)      образование географических поясов

b)      взаимоотношение между организмами

c)      глобальный климат

33    слайд

4. В каком виде в наш организм попадают питательные вещества? (растворенные в воде)

a)      в чистом виде

b)      в виде смеси веществ

c)      растворенные в воде

34    слайд

5. Во сколько раз в мире за последние 50 лет возросло потребление воды? (в 2 раза)

a)      в 2 раза

b)      в 3 раза

c)      в 5 раз

35    слайд

6. Какой процент на планете составляет вся пресная вода (в том числе атмосферная вода и вода, законсервированная в ледниках)? (3%)

a)      97%

b)      3%

c)      100%

36    слайд

7. Назовите самое глубокое озеро России, которое является уникальной природной лабораторией. (Байкал)

a)      Ладожское озеро

b)      Озеро Байкал

c)      Озеро Сенеж

37    слайд

8. Какой процент по данным ВОЗ составляют заболевания в результате использования некачественной воды? (80%)

a)      50%

b)      30%

c)      80%

38    слайд

9. Какие живые организмы помогают воде в процессе самоочищения освобождаться от загрязнителей? (бактерии)

a)      рыбы

b)      человек

c)      бактерии

39    слайд

10. Каково содержание воды в крови человека?(4/5)

a)      1/2

b)      3/4

c)      4/5

40    слайд

11. Сколько лет жители планеты смогли бы пользоваться водами Байкала, при отсутствии других источников питьевой воды? (40 лет)

a)      10 лет

b)      40 лет

c)      100 лет

41    слайд

12. Какая аномалия воды позволяет в Арктике зимой морским животным не замерзнуть? (способность расширяться)

a)      высокая теплоемкость

b)      удельная теплота парообразования

c)      способность расширяться

42    слайд

13. Потеря, какого количества воды приведет человека к смертельному исходу? (20%)

a)      10%

b)      20%

c)      50%

43    слайд

14. На сколько лет можно продлить свою жизнь, употребляя чистую воду? (на 8-10 лет)

a)      На 6-7 лет

b)      На 8-10 лет

c)      На 10-12 лет

44    Слайд

15. Какая Всероссийская политическая партия является автором проекта «Чистая вода»? (Единая Россия)

a)      Справедливая Россия

b)       Единая Россия

c)       Коммунистическая партия РФ

45    слайд

Тестирование завершено. (Ребята сдают листочки с ответами на тестовые задания).

46    слайд

 

Будущее России, состояние окружающей среды, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар.

Ребята делятся впечатлениями об услышанном  и увиденном на уроке.

Спасибо за внимание! Урок окончен.

 

 

Использованная литература.

  1. Урок Чистой воды. Проект партии Единая Россия.
  2. Зверев А.Т. Учебник Экология 7-9 классы. Москва. Оникс. 2007
  3. Зверев А.Т. Учебник Экология 10-11 классы. Москва. Оникс. 2005
  4. Энциклопедия для детей. Экология. Аванта+. 2001
  5. www.water.ru
  6. www.goldenformula.spb.ru
  7. www.water-drinking.ru
  8. www.school-collection.edu.ru
  9. www.1september.ru

 

 

Hosted by uCoz