Отчет о выполнении ОЭР в ОУ за 2010/2011 учебный год
1. Ф.И.О. ответственного исполнителя Сафронова Ольга Викторовна
2. Тема исследования: Реализация системы непрерывного экологического образования. Экспериментальный этап.
В январе 2011 года в рамках экспериментальной работы заключено соглашение о сотрудничестве с ГОУ Педагогическая академия до 31 декабря 2012 года.
3. Классы, в которых проводилась ОЭР:
Класс |
Профильная направленность класса (иная специфика) |
Учащиеся 5-11 классов, члены школьного экологического клуба «Зеленый парус» (25 человек) – опытная группа Учащиеся 5-11 классов (25 человек) – контрольная группа |
Общеобразовательные классы с изучением предмета экология с 6 по 11 класс, с 5 класса курса «Социально-экологическая практика школьника». |
4. Анализ проделанной работы.
4.1. Какие задачи решались в ходе ОЭР?
Класс |
Перечень задач ОЭР |
Учащиеся 5-11 классов, члены школьного экологического клуба «Зеленый парус». |
1) изучить возможности реализации системы непрерывного экологического образования в условиях среднего общеобразовательного учреждения; 2) апробировать многопредметную модель экологического образования школьников в условиях среднего общеобразовательного учреждения; 3) способствовать реализации воспитательной работы образовательного учреждения через экологическое образование школьников; 4) разработать рекомендации по реализации системы непрерывного экологического образования школьников в условиях среднего общеобразовательного учреждения. |
Предполагаемыми результатами деятельности КБОУ по теме «Реализация системы непрерывного экологического образования школьников» являются:
1) формирование экологической культуры личности;
2) развитие и укрепление таких качеств личности как доброта и любовь по отношению к природе, доброта и терпимость по отношению друг к другу;
3) приобретение школьниками навыков использования полученных знаний в процессе выполнения и представления проектных и исследовательских работ экологической проблематики;
4) повышение активности учащихся в исследовательской и проектной деятельности с выходом на мероприятия районного, регионального и всероссийского уровня.
4.2. Что именно было сделано для решения задач ОЭР?
В рамках деятельности КБОУ в 2010-2011 году:
- определены возможности реализации системы непрерывного экологического образования в условиях среднего общеобразовательного учреждения через проведение уроков экологии в 6-11 классах, деятельность научного общества учащихся и школьного экологического клуба «Зеленый парус», и др.;
- осваивается (первый год) новая программа по экологии для учащихся 6-9 кл. автора Швец, для 10-11 классов автора Миркина; для учащихся 5 классов – курс «Социально-экологическая практика школьника»
- создан и постоянно обновляется сайт школьного экологического клуба «Зеленый парус» (www.zeleny-parus.narod.ru), члены клуба имеют возможность общаться и делиться опытом работы с юными экологами других школ.
- организованы и проведены различные мероприятия для учащихся 1 – 11 классов, а так же для воспитанников подшефных детских садов «Калинка» и «Рябинка»:
№ п/п |
Название мероприятия |
Количество человек, принявших участие |
1 |
Конкурс осенних букетов посвященных Году учителя |
150 чел. |
2 |
Конкурс зимних букетов и композиций «Зимняя сказка 2010». Беседа «Сохраним елки вместе» |
150 чел. |
3 |
Выставка поделок из бросового материала «Оч`умелые ручки – 2011». Беседа «Мусорная катастрофа» |
150 чел. |
4 |
Конкурс рассады «Зеленый росток» |
150 чел. |
5 |
Конкурс цифровых фотографий «Мир вокруг меня» |
30 чел. |
6 |
Внеклассное мероприятие «День птиц» |
50 чел. |
7 |
Экологическая акция «Помоги птицам зимой» |
15 чел. |
8 |
«Благоустройство территории и посадка деревьев в подшефных детских садах «Калинка» и «Рябинка» |
10 чел. |
9 |
Ломоносовский турнир (к юбилею великого ученого) |
30 чел. |
10 |
Заседание естественнонаучной секции школьного научного общества «Лидер» по теме «Вода – источник жизни» |
15 чел. |
11 |
Заседание естественнонаучной секции школьного научного общества «Лидер» по теме «Нобелевские лауреаты» |
15 чел. |
- принято активное участие в муниципальных, региональных мероприятиях:
№ п/п |
Название мероприятия |
Всего приняло участие, чел. |
Участники |
Результат |
1 |
Муниципальный тур олимпиады по экологии |
5 чел. |
Шеина А, 9 кл. Голикова Е.. 10 кл. Гезалян Э. 10 кл. Прянишников А., 10 кл. Рыльцев Д., 11 кл. |
Победитель Призер Участник Призер Победитель |
2 |
Региональный тур олимпиады по экологии |
3 чел. |
Рыльцев Д., 11 кл. |
Призер |
3 |
Муниципальная научно-практическая конференция «День науки» |
2 чел. |
Рыльцев Д., 11 кл. |
Призер |
4 |
Муниципальная научно-практическая конференция «Чистая вода 2011» |
1 чел. |
Сафронов Д., 6 кл. |
Победитель |
5 |
Школьный тур олимпиады «Чистая вода 2011» |
14 чел., учащиеся 2-5 классов |
Дульдина Н., 2 кл. Щербинина Е., 3 кл. Солдатов И., 4 кл. Борискин В., 5 кл. |
Победитель Победитель Победитель Победитель |
6 |
Муниципальная олимпиада «Чистая вода 2011» |
4 чел. |
Солдатов И., 4 кл. |
Призер |
7 |
Региональный экологический турнир «Наш мир – зеленая планета» |
49 чел., учащихся 1-6 классов |
Федорова А., 1 кл. Щербинина Е., 3 кл. Короткова Н., 3 кл. Гусейнов А., 4 кл. Сафронов Д., 6 кл. Соколов Н., 6 кл. |
Финалисты |
8 |
VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» 2010-2011 |
1 чел. |
Сафронов Д., 6 кл. |
Диплом V ступени |
9 |
Муниципальный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2011» |
2 чел. |
Сафронов Д., 6 кл. Ионкина К., 10 кл. |
Победитель Победитель |
10 |
Областная научно-практическая конференция школьников «Природа встречает друзей» |
4 чел. |
Сафронов Д, 6 кл. Михеева Д., 6 кл. Ахмеджанова А., 10 кл. Голикова Е., 10 кл. |
Победитель Победитель Победитель Победитель |
Подытоживая вышесказанное необходимо отметить, что в настоящее время в МОУ-СОШ № 16:
1) реализуется система непрерывного экологического образования школьников через реализацию многопредметной модели экологического образования;
2) создаются условия для экологического образования школьников с целью формирования экологической культуры подрастающего поколения;
3) в рамках диссеминации опыта экспериментальной работы:
- проведен семинар по теме «Экологический клуб как средство формирования экологических знаний школьников», на котором обобщен опыт работы экологического клуба «Зеленый парус»;
- обобщен опыт по созданию и работе персонального сайта учителя экологии Сафроновой О.В. и экологического клуба «Зеленый парус» в ходе работы муниципальной творческой группы;
- подготовлена и опубликована
статья «Экологический дневник как средство формирования экологической культуры
школьников» (Сафронова О.В.) Экологическая
культура личности : воспитание детей и молодежи: материалы междунар.
науч.-пед. чтений, посвящ. пед. наследию и развитию
идей акад. Б. Т. Лихачева / Гос. акад. наук Рос. акад. образования, Институт
семьи и воспитания РАО (Москва). - М. : Ин-т семьи и воспитания, 2010. - 243 с.
- В надзаг.: Гос. акад. наук Рос.
акад. образования, Ин-т семьи и воспитания. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-91955-010-5;
- в рамках акции «Чистая вода 2010-2011» разработан урок Чистой воды, который успешно прошел во всех школах Клинского района. Проводили урок члены экологического движения «Местные». Материалы урока расположены на сайте www.ol-safronova95.narod.ru и используются коллегами в подготовке своих уроков.
Все материалы, разработанные мною и подтверждающие содержащиеся в данном отчете сведения, прилагаю.
Учитель - ответственный
исполнитель по ОЭР О.В. Сафронова
Приложение
Анализ экспериментального этапа работы КБОУ
МОУ-СОШ № 16
Критерии оценивания |
Качество знаний и навыков экспериментальной работы в начале и конце учебного года |
|
Опытная группа (учащиеся 5-11 классов, изучающие предмет экология, члены школьного экологического клуба) |
Контрольная группа (учащиеся 5-11 классов, изучающие предмет экология) |
|
1. Теория. Знание основных понятий экологии |
80% - 88% |
68% - 76% |
2. Теория. Знание основных проблем - биоэкологии - прикладной экологии - социальной экологии |
76% - 86% |
70% - 78% |
3. Практика. Навыки исследовательской и проектной деятельности |
84% - 90% |
56% - 64% |
4. Практика. Навыки презентации исследовательской или проектной работы |
74% - 88% |
60% - 68% |
5. Тестирование «Я и окружающая среда» с целью определения отношения учащихся к природе, друг другу. |
86% - 92% |
72% - 76% |