Календарно-тематическое планирование

10 класс. Общая экология (34 ч в год, 1 ч в неделю)

 

Дата

№ урока

Тема урока

Изучаемые понятия

Практические

работы

Введение: экология — междисциплинарный комплекс наук (2 ч):

 

 

1

Этапы развития экологии

История экологии. Основоположники экологии: Э. Геккель, К. Линней, А. Лавуазье, Ж.-Б. Ламарк, А. Гумбольдт, Т.-Р. Мальтус, Ч. Дарвин, А.Т. Болотов, К.Ф. Рулье, В.В. Докучаев

 

 

2

Структура современной

экологии

 

Развитие экологии в ХХ в. Современная экология —

междисциплинарный комплекс наук. Разделы экологии: общая экология, прикладная экология, социальная экология

Составление

библиографических записей о книгах по экологической тематике

Тема 1. Организм и условия среды (7 ч):

 

 

3

Факториальная экология

Экологические факторы. Условия и ресурсы среды. Прямые и косвенные экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы

 

 

4

Отношения между

организмами и окружающей средой

Аутэкология. Закон оптимума. Закон индивидуальности экологии видов. Закон лимитирующего фактора. Адаптация. Понятие об экологических группах видов

 

 

5

Адаптации у растений и

животных

Эктотермные и эндотермные организмы. Растения —

ксерофиты и галофиты

Оценка устойчивости злаков к засолению почвы

 

6

Биологическое разнообразие. Биологическая индикация

Биоразнообразие. Факторы, определяющие биологическое разнообразие. Биологическая индикация

 

 

7

Среды жизни

Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная.

Организмы как среда жизни. Плотность среды.

Экологические особенности среды

Изучение приспособленности

растений к среде обитания

 

8

Жизненные формы и

жизненные стратегии

организмов

 

Жизненная форма. Жизненные формы животных. Правило Бергмана. Жизненные формы растений. Жизненные стратегии растений и животных: виоленты, патиенты, эксплеренты. Пластичность жизненной стратегии

Исследование жизненных форм растений

Исследование жизненных форм млекопитающих

 

9

Экскурсия «Водная среда

жизни и её обитатели»

 

 

Тема 2. Взаимоотношения видов (4 ч):

 

 

10

Типы взаимоотношений

организмов

 

Типы взаимоотношений организмов — конкуренция,

эксплуатация, мутуализм, протокооперация, комменсализм, аменсализм, нейтрализм. Сигнальные взаимоотношения организмов

 

 

11

Конкуренция и эксплуатация

Конкуренция организмов. Диффузная конкуренция.

Эксплуатация. Взаимоотношения: «растение — фитофаг», «жертва — хищник», «хозяин — паразит»

Построение модели

взаимодействия в системе

«хищник — жертва»

 

12

Мутуализм, комменсализм,

аменсализм

Мутуализм. Протокооперация. Симбиотические организмы. Комменсализм. Копрофаги. Аменсализм

 

 

13

Экологическая ниша

Экологическая ниша. Экологические ниши животных.

Экологические ниши растений. Роль экологических ниш в сосуществовании видов. Фундаментальная и реализованная экологические ниши

 

Тема 3. Популяции (5 ч):

 

 

14

Общая характеристика

популяций

 

Популяция. Границы популяций. Биологическое

пространство. Биологическое время. Внутривидовая

конкуренция в популяции. Взаимовыгодные отношения

особей в популяции

 

 

15

Разнообразие и размер

популяций

 

Разнообразие особей в популяции. Возрастная структура популяции. Возрастная пирамида. Жизненность особей. Экотип. Численность популяции. Плотность популяции. Биотический потенциал

 

 

16

Динамика популяций

Саморегулирование плотности популяции. М одели роста популяции. Кривые выживания

Построение кривой

экспоненциального роста

численности популяции

 

17

Нарушение стабильности

популяций в результате

деятельности человека

 

Чрезмерная добыча животных. Максимально допустимая доля изъятия урожая. Разрушение местообитаний. Вселение новых видов. Уничтожение видов, регулирующих плотность популяции

 

 

18

Контрольно-обобщающий урок

 

 

Тема 4. Общая характеристика экосистемы (4 ч):

 

 

19

Состав экосистемы

Экосистема. Биотические и абиотические компоненты

экосистемы. Биота. Детрит. Биокосное тело. Продуценты. Консументы. Редуценты. Трофические уровни экосистемы

––

 

 

20

Почва

Почва. Гумус. Разнообразие почв. Зональные типы почв.

Чернозёмы. Каштановые, бурые почвы и сероземы.

Подзолистые почвы. Серые лесные почвы. Внезональные типы почв. Пойменные, болотные, горные почвы

Определение уровня

кислотности почвы по водной суспензии

 

 

21

Потоки вещества и энергии в экосистеме

Пищевые цепи (пастбищные и детритные). Пищевые сети.

Передача энергии в экосистеме. Полнота выедания.

Биомасса. Биологическая аккумуляция веществ

 

 

22

Биологическая продукция и

запас биомассы в экосистеме. Экологическое равновесие

 

Структура биологической продукции экосистемы.

Первичная и вторичная, валовая и чистая биологическая

продукция. Запас биомассы в экосистеме. Экологические

пирамиды биомассы, численности, энергии. Экологическое

равновесие в экосистеме

 

Тема 5. Динамика экосистем (3 ч):

 

 

23

Естественные изменения

экосистем

 

Обратимые изменения экосистемы: суточные, сезонные,

разногодичные. Экологические сукцессии. Автогенные

сукцессии

 

Изучение сукцессионных

изменений в сообществе

простейших в водной культуре

 

24

Антропогенные сукцессии

Антропогенная сукцессия. Пастбищная дигрессия.

Рекреационная сукцессия. Сукцессия эвтрофикации озер.

Восстановительные сукцессии. Рекультивация земель.

Сукцессии, вызываемые заносом видов

 

 

25

Экскурсия «Влияние

рекреационной нагрузки на лесопарк (пригородный лес)»

 

 

 

Тема 6. Разнообразие экосистем (5 ч):

 

 

26

Классификация экосистем

Естественные и антропогенные экосистемы. Автотрофные

и гетеротрофные экосистемы

 

 

27

Особенности естественных

фотоавтотрофных наземных и пресноводных экосистем

Лесные экосистемы. Пресноводные экосистемы

 

 

28

Биомы суши

Биомы. Биомы суши. Экосистемы тундры, тайги,

широколиственных лесов, степей и пустынь

 

 

29

Биомы морских вод и

прибрежий

 

Экосистемы морей и океанов. Разнообразие местообитаний в океане. Экологические зоны океана. Биологическая продукция в морских экосистемах. Хемоавтотрофные экосистемы океана

 

 

30

Экскурсия «Лесное

растительное сообщество»

 

Описание лесного

растительного сообщества

Тема 7. Биосфера (3 ч):

 

 

31

Общая характеристика

биосферы

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Атмосфера.

Гидросфера. Литосфера

 

 

32

Биосферные круговороты воды, углерода, кислорода

Биосферные круговороты веществ. Круговороты воды,

углерода, кислорода

 

 

33

Биосферные круговороты азота и фосфора

Круговорот азота. Микроорганизмы — азотфиксаторы и

денитрификаторы. Круговорот фосфора

 

 

34

Контрольно-обобщающий урок

 

__

 

 

 

11 класс. Прикладная и социальная экология (34 ч в год: 1 ч в неделю, резервное время — 2 ч)

 

 

 

№ урока

Тема урока

Изучаемые понятия

Практические

работы

Тема 8. Сельскохозяйственные экосистемы (5 ч):

 

 

1

Агроэкосистема

Состав, структура, функциональные особенности агроэкосистемы. Ресурсные, биологические, экономические и экологические ограничители. Сохранение плодородия почв

 

 

2

Биологическое разнообразие

агроэкосистем

 

Продукционное, ресурсное, деструктивное биологическое разнообразие агроэкосистемы. Защита культурных растений: агротехнический и биологические методы контроля сорных растений, контроль численности насекомых-вредителей. Методы селекции в защите

растений

Изучение сорных

растений на полях

 

 

3

Экология животноводства

Роль сельскохозяйственных животных в агроэкосистемах.

Эффективность откорма сельскохозяйственных животных.

Бесподстилочное содержание животных. Проблема стоков. Биогаз

Исследование поедаемости растений на

пастбище

 

4

Экология растениеводства

Первая «зеленая революция». Монокультура. Вторая «зеленая революция». Компромиссные системы ведения сельского хозяйства. Органическое сельское хозяйство. Генетически модифицированные растения

 

 

5

Экскурсия «Изучение антропогенных

нарушений почвы»

 

 

Тема 9. Городские экосистемы (5 ч):

 

 

6

Общая характеристика городских

экосистем

 

Управление городскими экосистемами. Энергопотребление и потоки веществ в городских экосистемах. Городская флора и фауна. Влияние городской среды на здоровье человека. Экологические принципы градостроения. Урбанизация. Создание микрокосмов, экосити

 

Изучение

культуры

водопотребления

 

 

7

Проблема автомобильного

транспорта

Влияние автотранспорта на окружающую среду. Экологизация автотранспорта. Электромобили. Водородомобили. Биотопливо. Развитие общественного транспорта и транспортных коммуникаций. Экономические механизмы экологизации автотранспорта

 

Определение количества

загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы

автотранспорта

 

8

Проблема твёрдых бытовых отходов

Состав твёрдых бытовых отходов. Обращение с твёрдыми бытовыми отходами: депонирование, сжигание, сортировка и переработка. Снижение количества образующихся твёрдых бытовых отходов. Производство биоразлагаемых материалов

 

 

9

Водосбережение и энергосбержение

в городских экосистемах. Озеленение

городов

 

Платное водопользование. Слежение за качеством питьевой воды. Водоподготовка. Энергосбережение: децентрализация системы энергоснабжения, энергосберегающая бытовая техника. Нормативы

озеленения города. Экологические требования к качеству озеленения. Роль рудеральных растений в городских экосистемах

 

 

 

10

Экскурсия «Экологическая роль озеленения»

 

 

Мониторинг зелёных

насаждений населённого

пункта

Тема 10. Промышленные техносистемы (3 ч):

 

 

11

Принципы промышленной экологии

Принципы экологизации техносистем: ресурсосбережение,

энергосбережение, малоотходность. Жизненный цикл изделия. Технологические цепи. «Промышленный симбиоз»

 

 

12

Экологизация производств

Ресурсосбережение и энергосбережение в техносистемах. Рециклинг. Экономия металлов. Комплексное использование сырья. Экономия древесины. Нанотехнологии. Информатизация. Увеличение времени

эксплуатации ресурсоемкой продукции. Материальная революция. Проблема промышленных отходов. Очистные сооружения. Очистка газообразных выбросов и сточных вод

 

 

13

Экскурсия «Знакомство с

Водоочистными сооружениями»

 

 

Тема 11. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия (4 ч):

 

 

14

Проблема сохранения

биологического разнообразия

Формы охраны биоразнообразия. Прямая и непрямая коммерческая ценность биоразнообразия. Рекреационная, научная, образовательная ценность биоразнообразия. Опционная ценность биоразнообразия

 

 

15

Проблемы рационального

использования лесных экосистем

Виды лесопользования: главное, побочное, промежуточное, рекреационное. Нарушение лесопользования. Использование химических средств защиты растений в лесных экосистемах

 

 

16

Проблемы рационального

использования пресноводных и

морских экосистем

Эксплуатация ресурсов пресноводных экосистем. Превышение норм водозабора. Последствия строительства водохранилищ. Превышение норм вылова рыбы. Последствия нерационального пользования

морскими ресурсами. Загрязнение морей. Истощение морских биоресурсов

 

 

17

Охраняемые природные территории.

Охрана видов и популяций

 

Обустройство охраняемых природных территорий. Создание экологических сетей. Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Национальные и природные парки. Памятники природы. Природные заказники. Объекты Всемирного наследия. Охрана видов и

популяций. Красные книги. Разведение видов под контролем человека. Создание банков генов

Изучение

заказников своего

региона

 

Тема 12. Экологическая экономика и экологическое право (3 ч):

 

 

18

Экологическая экономика и

экологический менеджмент

 

Экономические механизмы рационального природопользования. Платные природные ресурсы. Экологические платежи. Квоты на загрязнение. Экологические налоги. Экологически ориентированные

государственные инвестиции. Экологические фонды. Экологический менеджмент. Экологическая экспертиза. Экологический аудит. Экологическая сертификация. Экологическое страхование

 

 

19

Экологический мониторинг и

экологическое право

 

Экологический мониторинг (глобальный, локальный). Геофизический и биологический мониторинг. Нормирование антропогенной нагрузки. Экологическое право. Экологические проступки и преступления

Определение степени загрязнения среды с помощью биотеста

 

 

20

Контрольно-обобщающий урок

 

 

Тема 13. Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития (3 ч):

 

 

21

История отношений человека и природы

 

Человек как биосоциальный вид. Основные периоды истории человечества: охота и собирательство, сельскохозяйственная цивилизация, научно-технический прогресс, постиндустриальное развитие. Устойчивое развитие как прогнозируемый период развития

человечества. Формирование техносферы

––

 

 

22

Последствия загрязнения атмосферы. Снижение биоразнообразия на планете

Глобальное потепление климата. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди. Уничтожение видов. Обезлесивание. Опустынивание

 

 

 

23

Ток-шоу «Будущее человечества»

Влияние глобализации на развитие человечества. Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Доклад «Наше будущее». Устойчивое развитие общества. РИО-92. «Повестка

дня на ХХI век». РИО+10. Возможные сценарии развития общества

 

Тема 14. Глобальные экологические проблемы человечества (4 ч):

 

 

24

Показатели состояния

народонаселения мира

 

Плотность населения. Рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости. Смертность. Младенческая смертность. Естественный прирост населения. Демографический переход. Миграция населения.

Продолжительность жизни и возрастной состав населения. Здоровье населения

Оценка общего состояния

здоровья с помощью теста

максимального потребления кислорода

 

 

25

Управление демографическим

процессом

Экономические меры регулирования народонасления. Регулирование роста народонаселения в развивающихся и развитых странах. Прогноз численности народонаселения

 

 

26

Продовольственная безопасность

Обеспечение человечества полноценным питанием. Продовольственная безопасность. Производство зерна: урожайность зерновых культур, площадь пахотных угодий, поливное земледелие. Источники белка. Животноводство. Производство животного белка: животноводство,

морепродукты, аквакультура. Производство растительного белка. Проблема голода. Проблема переедания. Несбалансированное питание. Продовольственная безопасность в странах мира. Политика экономии

продовольствия и агроресурсов

 

 

27

Ток-шоу «Энергетика будущего»

 

Традиционные источники энергии. Структура мирового

энергетического бюджета. Современная теплоэнергетика,

гидроэнергетика, атомная энергетика. Возобновляемые источники энергии. Современная нетрадиционная энергетика: ветроэнергетика, гелиоэнергетика (физический и биологический варианты), геотермальная энергетика, приливные и волновые электростанции. Общие тенденции развития теплоэнергетики, гидроэнергетики и атомной энергетики. Перспективы энергетики на основе

возобновляемых источников энергии. Производство биотоплива. Энергосбережение как ресурс энергетики будущего

 

Тема 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (2 ч):

 

 

28

Охрана биологического разнообразия

Международные договоры (конвенции). СИТЕС. Конвенция о биологическом разнообразии. Конвенции об охране особо ценных природных объектов

 

 

29

Охрана атмосферы, гидросферы,

почв

 

Защита атмосферы. Защита Мирового океана. Контроль над перемещением особо опасных веществ. Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер

 

Тема 16. Формирование экологического менталитета (3 ч):

 

 

30

Преодоление потребительства

Потребительство. Экологический менталитет

Проведение

Социологического опроса

«Отношение к

материальному

потреблению»

 

31

Экологическая культура населения

Экологическая нравственность. Экологическая культура.

Экологическое образование. Экологическая этика. Общественные экологические движения

 

 

32

Контрольно-обобщающий урок

 

Резервное время (2 ч)

 

 

 

 

Hosted by uCoz