Календарно-тематическое
планирование
10 класс. Общая экология (34 ч в
год, 1 ч в неделю)
Дата |
№ урока |
Тема урока |
Изучаемые понятия |
Практические работы |
Введение: экология — междисциплинарный комплекс наук
(2 ч): |
||||
|
1 |
Этапы развития экологии |
История экологии. Основоположники экологии: Э. Геккель, К.
Линней, А. Лавуазье, Ж.-Б. Ламарк, А. Гумбольдт, Т.-Р. Мальтус, Ч. Дарвин,
А.Т. Болотов, К.Ф. Рулье,
В.В. Докучаев |
— |
|
2 |
Структура современной экологии |
Развитие экологии в ХХ в.
Современная экология — междисциплинарный комплекс наук. Разделы экологии: общая
экология, прикладная экология, социальная экология |
Составление библиографических записей о книгах по экологической тематике |
Тема 1. Организм и условия среды (7 ч): |
||||
|
3 |
Факториальная экология |
Экологические факторы. Условия и ресурсы среды. Прямые и
косвенные экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные
факторы |
— |
|
4 |
Отношения между организмами и окружающей средой |
Аутэкология. Закон оптимума. Закон индивидуальности экологии
видов. Закон лимитирующего фактора. Адаптация. Понятие об экологических
группах видов |
— |
|
5 |
Адаптации у растений и животных |
Эктотермные и эндотермные организмы. Растения — ксерофиты и галофиты |
Оценка устойчивости злаков к засолению почвы |
|
6 |
Биологическое разнообразие. Биологическая индикация |
Биоразнообразие. Факторы, определяющие биологическое разнообразие.
Биологическая индикация |
— |
|
7 |
Среды жизни |
Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная. Организмы как среда жизни. Плотность среды. Экологические особенности среды |
Изучение приспособленности растений к среде обитания |
|
8 |
Жизненные формы и жизненные стратегии организмов |
Жизненная форма. Жизненные формы животных. Правило Бергмана.
Жизненные формы растений. Жизненные стратегии растений и животных: виоленты, патиенты, эксплеренты. Пластичность жизненной стратегии |
Исследование жизненных форм растений Исследование жизненных форм млекопитающих |
|
9 |
Экскурсия «Водная среда жизни и её обитатели» |
|
— |
Тема 2. Взаимоотношения видов (4 ч): |
||||
|
10 |
Типы взаимоотношений организмов |
Типы взаимоотношений организмов — конкуренция, эксплуатация, мутуализм, протокооперация, комменсализм, аменсализм,
нейтрализм. Сигнальные взаимоотношения организмов |
— |
|
11 |
Конкуренция и эксплуатация |
Конкуренция организмов. Диффузная конкуренция. Эксплуатация. Взаимоотношения: «растение — фитофаг», «жертва
— хищник», «хозяин — паразит» |
Построение модели взаимодействия в системе «хищник — жертва» |
|
12 |
Мутуализм, комменсализм, аменсализм |
Мутуализм. Протокооперация. Симбиотические организмы. Комменсализм.
Копрофаги. Аменсализм |
— |
|
13 |
Экологическая ниша |
Экологическая ниша. Экологические ниши животных. Экологические ниши растений. Роль экологических ниш в сосуществовании
видов. Фундаментальная и реализованная экологические ниши |
— |
Тема 3. Популяции (5 ч): |
||||
|
14 |
Общая характеристика популяций |
Популяция. Границы популяций. Биологическое пространство. Биологическое время. Внутривидовая конкуренция в популяции. Взаимовыгодные отношения особей в популяции |
— |
|
15 |
Разнообразие и размер популяций |
Разнообразие особей в популяции. Возрастная структура популяции.
Возрастная пирамида. Жизненность особей. Экотип. Численность популяции.
Плотность популяции. Биотический потенциал |
— |
|
16 |
Динамика популяций |
Саморегулирование плотности популяции. М одели роста популяции.
Кривые выживания |
Построение кривой экспоненциального роста численности популяции |
|
17 |
Нарушение стабильности популяций в результате деятельности человека |
Чрезмерная добыча животных. Максимально допустимая доля
изъятия урожая. Разрушение местообитаний. Вселение новых видов. Уничтожение
видов, регулирующих плотность популяции |
— |
|
18 |
Контрольно-обобщающий урок |
|
|
Тема 4. Общая характеристика экосистемы (4 ч): |
||||
|
19 |
Состав экосистемы |
Экосистема. Биотические и абиотические компоненты экосистемы. Биота. Детрит. Биокосное тело. Продуценты. Консументы.
Редуценты. Трофические уровни экосистемы |
–– |
|
20 |
Почва |
Почва. Гумус. Разнообразие почв. Зональные типы почв. Чернозёмы. Каштановые, бурые почвы и сероземы. Подзолистые почвы. Серые лесные почвы. Внезональные
типы почв. Пойменные, болотные, горные почвы |
Определение уровня кислотности почвы по водной суспензии |
|
21 |
Потоки вещества и энергии в экосистеме |
Пищевые цепи (пастбищные и детритные).
Пищевые сети. Передача энергии в экосистеме. Полнота выедания. Биомасса. Биологическая аккумуляция веществ |
— |
|
22 |
Биологическая продукция и запас биомассы в экосистеме. Экологическое равновесие |
Структура биологической продукции экосистемы. Первичная и вторичная, валовая и чистая биологическая продукция. Запас биомассы в экосистеме. Экологические пирамиды биомассы, численности, энергии. Экологическое равновесие в экосистеме |
— |
Тема 5. Динамика экосистем (3 ч): |
||||
|
23 |
Естественные изменения экосистем |
Обратимые изменения экосистемы: суточные, сезонные, разногодичные. Экологические
сукцессии. Автогенные сукцессии |
Изучение сукцессионных изменений в сообществе простейших в водной культуре |
|
24 |
Антропогенные сукцессии |
Антропогенная сукцессия. Пастбищная дигрессия. Рекреационная сукцессия. Сукцессия эвтрофикации
озер. Восстановительные сукцессии. Рекультивация земель. Сукцессии, вызываемые заносом видов |
— |
|
25 |
Экскурсия «Влияние рекреационной нагрузки на лесопарк (пригородный лес)» |
|
— |
Тема 6. Разнообразие экосистем (5 ч): |
||||
|
26 |
Классификация экосистем |
Естественные и антропогенные экосистемы. Автотрофные и гетеротрофные экосистемы |
— |
|
27 |
Особенности естественных фотоавтотрофных наземных и пресноводных экосистем |
Лесные экосистемы. Пресноводные экосистемы |
— |
|
28 |
Биомы суши |
Биомы. Биомы суши. Экосистемы тундры, тайги, широколиственных лесов, степей и пустынь |
— |
|
29 |
Биомы морских вод и прибрежий |
Экосистемы морей и океанов. Разнообразие местообитаний в
океане. Экологические зоны океана. Биологическая продукция в морских
экосистемах. Хемоавтотрофные экосистемы океана |
— |
|
30 |
Экскурсия «Лесное растительное сообщество» |
|
Описание лесного растительного сообщества |
Тема 7. Биосфера (3 ч): |
||||
|
31 |
Общая характеристика биосферы |
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера |
— |
|
32 |
Биосферные круговороты воды, углерода, кислорода |
Биосферные круговороты веществ. Круговороты воды, углерода, кислорода |
— |
|
33 |
Биосферные круговороты азота и фосфора |
Круговорот азота. Микроорганизмы — азотфиксаторы и денитрификаторы.
Круговорот фосфора |
— |
|
34 |
Контрольно-обобщающий урок |
|
__ |
11 класс. Прикладная и социальная экология (34 ч в год:
1 ч в неделю, резервное время — 2 ч)
|
№ урока |
Тема урока |
Изучаемые понятия |
Практические работы |
Тема 8. Сельскохозяйственные экосистемы (5 ч): |
||||
|
1 |
Агроэкосистема |
Состав, структура, функциональные особенности агроэкосистемы. Ресурсные, биологические, экономические и
экологические ограничители. Сохранение плодородия почв |
— |
|
2 |
Биологическое разнообразие агроэкосистем |
Продукционное, ресурсное, деструктивное биологическое
разнообразие агроэкосистемы. Защита культурных
растений: агротехнический и биологические методы контроля сорных растений,
контроль численности насекомых-вредителей. Методы селекции в защите растений |
Изучение сорных растений на полях |
|
3 |
Экология животноводства |
Роль сельскохозяйственных животных в агроэкосистемах. Эффективность откорма сельскохозяйственных животных. Бесподстилочное
содержание животных. Проблема стоков. Биогаз |
Исследование поедаемости
растений на пастбище |
|
4 |
Экология растениеводства |
Первая «зеленая революция». Монокультура. Вторая «зеленая
революция». Компромиссные системы ведения сельского хозяйства. Органическое сельское
хозяйство. Генетически модифицированные растения |
— |
|
5 |
Экскурсия «Изучение антропогенных нарушений почвы» |
|
— |
Тема 9. Городские экосистемы (5 ч): |
||||
|
6 |
Общая характеристика городских экосистем |
Управление городскими экосистемами. Энергопотребление и
потоки веществ в городских экосистемах. Городская флора и фауна. Влияние
городской среды на здоровье человека. Экологические принципы градостроения.
Урбанизация. Создание микрокосмов, экосити |
Изучение культуры водопотребления |
|
7 |
Проблема автомобильного транспорта |
Влияние автотранспорта на окружающую среду. Экологизация автотранспорта. Электромобили. Водородомобили. Биотопливо.
Развитие общественного транспорта и транспортных коммуникаций. Экономические механизмы экологизации
автотранспорта |
Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта |
|
8 |
Проблема твёрдых бытовых отходов |
Состав твёрдых бытовых отходов. Обращение с твёрдыми
бытовыми отходами: депонирование, сжигание, сортировка и переработка.
Снижение количества образующихся твёрдых бытовых отходов. Производство биоразлагаемых материалов |
— |
|
9 |
Водосбережение и энергосбержение в городских экосистемах. Озеленение городов |
Платное водопользование. Слежение за качеством питьевой
воды. Водоподготовка. Энергосбережение: децентрализация системы
энергоснабжения, энергосберегающая бытовая техника. Нормативы озеленения города. Экологические требования к качеству
озеленения. Роль рудеральных растений в городских экосистемах |
|
|
10 |
Экскурсия «Экологическая роль озеленения» |
|
Мониторинг зелёных насаждений населённого пункта |
Тема 10. Промышленные техносистемы
(3 ч): |
||||
|
11 |
Принципы промышленной экологии |
Принципы экологизации техносистем: ресурсосбережение, энергосбережение, малоотходность.
Жизненный цикл изделия. Технологические цепи. «Промышленный симбиоз» |
— |
|
12 |
Экологизация
производств |
Ресурсосбережение и энергосбережение в техносистемах.
Рециклинг. Экономия металлов. Комплексное
использование сырья. Экономия древесины. Нанотехнологии.
Информатизация. Увеличение времени эксплуатации ресурсоемкой продукции. Материальная
революция. Проблема промышленных отходов. Очистные сооружения. Очистка
газообразных выбросов и сточных вод |
|
|
13 |
Экскурсия «Знакомство с Водоочистными сооружениями» |
|
— |
Тема 11. Сохранение и рациональное использование
биологического разнообразия (4 ч): |
||||
|
14 |
Проблема сохранения биологического разнообразия |
Формы охраны биоразнообразия. Прямая и непрямая
коммерческая ценность биоразнообразия. Рекреационная, научная,
образовательная ценность биоразнообразия. Опционная ценность биоразнообразия |
— |
|
15 |
Проблемы рационального использования лесных экосистем |
Виды лесопользования: главное, побочное, промежуточное,
рекреационное. Нарушение лесопользования. Использование химических средств
защиты растений в лесных экосистемах |
— |
|
16 |
Проблемы рационального использования пресноводных и морских экосистем |
Эксплуатация ресурсов пресноводных экосистем. Превышение
норм водозабора. Последствия строительства водохранилищ. Превышение норм
вылова рыбы. Последствия нерационального пользования морскими ресурсами. Загрязнение морей. Истощение морских
биоресурсов |
— |
|
17 |
Охраняемые природные территории. Охрана видов и популяций |
Обустройство охраняемых природных территорий. Создание
экологических сетей. Особо охраняемые природные территории. Заповедники.
Национальные и природные парки. Памятники природы. Природные заказники.
Объекты Всемирного наследия. Охрана видов и популяций. Красные книги. Разведение видов под контролем
человека. Создание банков генов |
Изучение заказников своего региона |
Тема 12. Экологическая экономика и экологическое право (3
ч): |
||||
|
18 |
Экологическая экономика и экологический менеджмент |
Экономические механизмы рационального природопользования. Платные природные
ресурсы. Экологические платежи. Квоты на загрязнение. Экологические налоги.
Экологически ориентированные государственные инвестиции. Экологические фонды.
Экологический менеджмент. Экологическая экспертиза. Экологический аудит.
Экологическая сертификация. Экологическое страхование |
— |
|
19 |
Экологический мониторинг и экологическое право |
Экологический мониторинг (глобальный, локальный).
Геофизический и биологический мониторинг. Нормирование антропогенной
нагрузки. Экологическое право. Экологические проступки и преступления |
Определение степени загрязнения среды с помощью биотеста |
|
20 |
Контрольно-обобщающий урок |
|
|
Тема 13. Состояние биосферы на рубеже тысячелетий.
Концепция устойчивого развития (3 ч): |
||||
|
21 |
История отношений человека и природы |
Человек как биосоциальный вид. Основные периоды истории
человечества: охота и собирательство, сельскохозяйственная цивилизация,
научно-технический прогресс, постиндустриальное развитие. Устойчивое развитие
как прогнозируемый период развития человечества. Формирование техносферы |
–– |
|
22 |
Последствия загрязнения атмосферы. Снижение
биоразнообразия на планете |
Глобальное потепление климата. Разрушение озонового слоя.
Кислотные дожди. Уничтожение видов. Обезлесивание.
Опустынивание |
— |
|
23 |
Ток-шоу «Будущее человечества» |
Влияние глобализации на развитие человечества.
Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Доклад
«Наше будущее». Устойчивое развитие общества. РИО-92. «Повестка дня на ХХI век». РИО+10.
Возможные сценарии развития общества |
— |
Тема 14. Глобальные экологические проблемы человечества (4
ч): |
||||
|
24 |
Показатели состояния народонаселения мира |
Плотность населения. Рождаемость. Суммарный коэффициент
рождаемости. Смертность. Младенческая смертность. Естественный прирост
населения. Демографический переход. Миграция населения. Продолжительность жизни и возрастной состав населения.
Здоровье населения |
Оценка общего состояния здоровья с помощью теста максимального потребления кислорода |
|
25 |
Управление демографическим процессом |
Экономические меры регулирования народонасления.
Регулирование роста народонаселения в развивающихся и развитых странах.
Прогноз численности народонаселения |
— |
|
26 |
Продовольственная безопасность |
Обеспечение человечества полноценным питанием.
Продовольственная безопасность. Производство зерна: урожайность зерновых
культур, площадь пахотных угодий, поливное земледелие. Источники белка.
Животноводство. Производство животного белка: животноводство, морепродукты, аквакультура.
Производство растительного белка. Проблема голода. Проблема переедания.
Несбалансированное питание. Продовольственная безопасность в странах мира.
Политика экономии продовольствия и агроресурсов |
— |
|
27 |
Ток-шоу «Энергетика будущего» |
Традиционные источники энергии. Структура мирового энергетического бюджета. Современная теплоэнергетика, гидроэнергетика, атомная энергетика. Возобновляемые источники
энергии. Современная нетрадиционная энергетика: ветроэнергетика,
гелиоэнергетика (физический и биологический варианты), геотермальная
энергетика, приливные и волновые электростанции. Общие тенденции развития
теплоэнергетики, гидроэнергетики и атомной энергетики. Перспективы энергетики
на основе возобновляемых источников энергии. Производство биотоплива. Энергосбережение как ресурс энергетики
будущего |
— |
Тема 15. Международное сотрудничество в области охраны
окружающей среды (2 ч): |
||||
|
28 |
Охрана биологического разнообразия |
Международные договоры (конвенции). СИТЕС. Конвенция о
биологическом разнообразии. Конвенции об охране особо ценных природных
объектов |
— |
|
29 |
Охрана атмосферы, гидросферы, почв |
Защита атмосферы. Защита Мирового океана. Контроль над
перемещением особо опасных веществ. Соглашение по охране и использованию
трансграничных водотоков и международных озер |
— |
Тема 16. Формирование экологического менталитета (3 ч): |
||||
|
30 |
Преодоление потребительства |
Потребительство.
Экологический менталитет |
Проведение Социологического опроса «Отношение к материальному потреблению» |
|
31 |
Экологическая культура населения |
Экологическая нравственность. Экологическая культура. Экологическое образование. Экологическая этика.
Общественные экологические движения |
— |
|
32 |
Контрольно-обобщающий урок |
|
— |
Резервное время (2 ч) |